Шахтинская Автономная некоммерческая организация Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «УМКА в рамках проекта «Служба ранней помощи детям с нарушениями развития или риском их возникновения и их семьям» провела семинар для родителей и педагогов «Развитие речи в дошкольном возрасте».
Вела семинар, целью которого являлось повышение педагогической компетентности родителей в области речевого развития детей, логопед Алексеева Наталья Юрьевна.
Основными задачами семинара были: ознакомление родителей с нормами речевого развития дошкольников, с играми, игровыми приемами, способствующими речевому развитию детей, а также формирование практических навыков использования предложенного материала.
Как рассказала директор Центра «УМКА» Елена Кремнева, «…на семинаре были даны советы, рекомендации, представлены игры и упражнения родителям для занятий с детьми. Методы и приемы направлены на развитие артикуляционной и мелкой моторики, игры — на развитие лексико — грамматического строя речи, упражнения — на закрепление правильного звукопроизношения».
Рекомендации родителям по развитию речи детей следующие:
— разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой, правильной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за ее правильностью;
— как можно чаще общайтесь с ребенком. Помните, что основные собеседники в семье — это мама, папа, бабушка, дедушка. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу);
— чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным, выразительным. И обязательно обсуждайте прочитанное;
— уделяйте больше внимания развитию связной речи: рассказыванию сказок, пересказу сказок, составлению творческих рассказов (ребенок придумывает их сам), составлению рассказов по картинкам. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи;
— поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время;
— приобретайте книги с красочными иллюстрациями, картинки, настольно-печатные игры;
— учите с детьми наизусть стихотворения (это способствует развитию выразительности, тренирует память.);
— улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чистоговорки;
— очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Загадки учат детей делать выводы, анализировать, развивают мышление. Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы: «Как догадался?», «Почему?»;
— не забывайте, что ведущий вид деятельности детей – это игра, через игру ребенок усваивает все быстрее.